Мнения и Аналитика
21:01, 25 ноябрь 2021
698
0

Санкт-Петербург. Атланты Эрмитажа. Инопланетяне или утраченные технологии предков?...

Санкт-Петербург. Атланты Эрмитажа. Инопланетяне или утраченные технологии предков?...

Что-то давно я не был у атлантов на Миллионной. А тут ещё объектив "рыбий глаз" подведвернулся. Съездил и в сотый раз испытал восторг и трепет. И в сотый раз задал себе вопрос. Как же это сделано?

Опубликовано Блог Владимир Кононов

Воинов десяток стоит под навесом,
Давит, сгибая Вселенная весом.
В торсе изгибом натянута сила,
Руки привычно держат полмира.

Вадим Ясень.

В моей жизни так случилось, что с приходом Горбачёвской «Перестройки» и далее с развалом СССР, я выучившись на химика-технолога, по технологии химического волокна, половину своей жизни проработал с камнем и рядом с камнем. Что из себя представляют нефриты, агаты - одна из разновидностей халцедона, горный хрусталь, лазуриты, обсидианы, габбро или граниты - знаю не понаслышке. Я знаю их коэффициенты твёрдости по шкале Мооса, я знаю, как ведут себя эти минералы при резьбе, при полировке. Насколько они хрупки и как важно не перегревать камень в процессе его обработки. К чему я это всё веду? К тому, что моих знаний и компетенций более чем достаточно, чтобы понять, что вырезать, (подчёркиваю - вырезать!) из монолита, знаменитых Атлантов Эрмитажа – невозможно! Я слишком хорошо знаю эту тему, что бы так утверждать. Это невозможно даже сегодня, в XXI веке! Ни по количеству и сходности, ни по качеству, ни по ценообразованию. Возникает закономерный вопрос. Как же они появились? Вот давайте вместе с вами и попытаемся в этом разобраться.

Санкт-Петербург. Атланты Эрмитажа. Инопланетяне или утраченные технологии предков?
Вообще в нашем городе полно «каменных» (как правило гранитных) загадок и артефактов. Мы давно привыкли к ним и не замечаем их уникальности. Это колонны и ступени из красного гранита Исаакиевского Собора, и Александровская колонна на Дворцовой площади, и детали гранитных изгибов на набережных, будто бы они пластилиновые, и гранитные шары на Стрелке и парке Константиновского дворца, и громадина гранитной Баболовской ванны и многое другое. И вот что любопытно, большинство этих уникальных объектов появились в одно время. Период правления Николая I. Ни до него, ни после, такого объёма выполненных работ из гранита сделано не было. Давайте зафиксируем в памяти эту странность.

Прекрасные атланты Эрмитажа… . Они тоже появились в этот период. В 1852 году!

Глядя на знаменитый портик Эрмитажа с атлантами, вам не приходила в голову мысль, что тесно там атлантам, слишком много их там «на квадратный метр» для столь незначительного объекта как «козырёк» над входом в Новый Эрмитаж. Да и место странное. Оно закрыто домами со всех сторон, нет практически никакого обзора. Даже сфотографировать этот портик во фронт, очень сложно. Необходим специальный объектив. Отойти для нормального ракурса съёмки некуда, за спиной здание архива.

Сам по себе «портик» Нового Эрмитажа самодостаточен и технологичен, даже предусмотрены пандусы, на случай если требуется подвезти крупногабаритные экспонаты, а вот атланты там как-то приставлены, что ли. Как будто второпях. Будто не найдя более «парадного» места решили «показать» их здесь, как экспонаты. И если это так, то решение не самое удачное.

Санкт-Петербург. Атланты Эрмитажа. Инопланетяне или утраченные технологии предков?
Атланты гармонично смотрятся на фасадах зданий, как правило, там они «естественно» подпирают ризалит, или эркер, или балкон, но никак не колонну, которая именно для этого и установлена, да ещё с двух сторон. Но Бог с ним. Это, как говорится, дело вкуса… .

Что же нам рассказывает официальная история?

Справка: А́тлас или Атла́нт (др.-греч. Ἄτλας) — в древнегреческой мифологии могучий титан, держащий на плечах небесный свод.

Создатель атлантов - русский скульптор, академик Императорской Академии художеств, Александр Иванович Теребенёв. Родился в январе 1815, умер – в августе 1859 года, в возрасте 44 лет, в забвении и нищете, ровно, как и ещё один скульптор и камнерез того времени – Самсон Суханов. Создатель Александровской колонны, гранитных шаров на Стрелке ВО, Баболовской ванны и пр., умер также в нищете. (Его творчеству я посвятил целый цикл статей на этом канале. Санкт-Петербург и Самсон Суханов. История забвения ).

Как так? А куда делись почитатели их талантов, друзья, соратники по «цеху»? Ведь они творцы нетленных шедевров на столетия! Что-то тут не так. Особенно с друзьями… .

Санкт-Петербург. Атланты Эрмитажа. Инопланетяне или утраченные технологии предков?
Пытаясь найти как можно больше информации о биографии Теребенева, перелистал ворох статей о нём, но как правило это перепечатки одного и того же материала. Скудно с информацией о нём. В совокупности, опуская пространные выводы о его творчестве удалось выяснить следующее:

Закончил Императорскую Академию художеств. Обучался у известного профессора Василия Демут-Малиновского, работавшего, в частности, над оформлением здания Главного Адмиралтейства.

В 1844 году был откомандирован в Крым, где руководил изысканиями пантикапейских древностей в Керчи. Теребенёв успел поработать на полуострове над бюстом керченского градоначальника Херхеулидзе, а затем, не закончив здесь же начатую статую Амфитриды, вернулся в столицу с древностями, многие из которых удачно реставрировал.

По возвращении из Крыма Теребенёву поручили сложнейшую задачу – для возведения Императорского музеума (Эрмитажа) требовалось создать десять огромных гранитных фигур атлантов для входа в музей со стороны Миллионной улицы.

Санкт-Петербург. Атланты Эрмитажа. Инопланетяне или утраченные технологии предков?
Уже только за глиняные модели скульптору дали звание академика. (!) В материалах о Теребеневе утверждается, так как глиняную модель было очень сложно исполнить в камне, тем более что русские резчики с такой работой до этого никогда не сталкивались на их изготовление ушло около 10 лет, при этом лицо каждого из атлантов скульптор оканчивал лично.

Для производства всех этих работ, по повелению государя, отведен был под мастерскую Манеж рядом с Зимним дворцом. По их окончании Теребенев был отмечен орденом Анны 3-й степени и получил кроме причитавшейся ему платы еще 17 тыс. рублей награды от государя.

В период расцвета своего таланта скульптор получал многочисленные заказы, и доходы его были значительны. Но он вел широкий образ жизни и быстро проживал все, что зарабатывал, тратясь на роскошную обстановку, собственные выезды, званые обеды и балы. При нужде же в деньгах он продавал что только мог, с трудом перебиваясь до нового крупного заработка; однажды он продал даже дом с мраморными колоннами, подоконниками и фронтонами, только что им отделанный.

Санкт-Петербург. Атланты Эрмитажа. Инопланетяне или утраченные технологии предков?
Утверждается что Теребенёв не был способен к усидчивому труду, а когда с годами его стало покидать вдохновение, он перестал получать выгодные заказы и разорился. Из Эрмитажа он был уволен, не дослужив до пенсии. В 1858 г. заболел черной оспой и лег в Мариинскую больницу. Его жена заразилась от него и умерла. Смерть жены окончательно подорвала его силы, и он сделался ипохондриком. Весною 1859 г. он простудился и лег в Обуховскую больницу, где и умер 31 июля 1859 г., в нищете и всеми забытый. После него не осталось средств даже на похороны, которые были устроены за свой счет мраморщиком Балушкиным, помогавшим мастеру во время его работ для Эрмитажа. На кладбище за его гробом шли только Балушкин и К. A. Ухтомский.

Перечитывая в чём-то схожие судьбы этих двух маститых скульпторов – камнерезов приходишь к мысли, что их использовали, говоря современным языком, для реставрации и легализации определённой группы архитектурных объектов где-то найденных и каким-то чудом сохранившихся. Заметьте получить звание академика, только за изготовление глиняной модели будущего изваяния. Это настолько вызывающе, что такое мог себе позволить только один человек. Государь. Который к тому же – заказчик! Далее, такие люди (я о скульпторах Суханове и Теребенёве) становятся ненужными, ведь цена то им как реальным мастерам известна и друзей у таких людей нет, таких сторонятся.

Что же касается самих атлантов, то я склоняюсь к мысли, что они не вырезаны из монолита, а отлиты, (как и Александровская колонна) а затем доработаны. Утерян, а возможно и специально уничтожен рецепт состава, который заливали в формы и затем годами сушили глубоко под землёй следя за постоянной температурой и процессом кристаллизации. (Это как версия)

Слышал версию, что атланты Нового Эрмитажа, это сохранившиеся артефакты более древней цивилизации, или например, что их наличие — это дело рук внеземной цивилизации. Что это облик инопланетян, созданный по их образу и подобию.

Санкт-Петербург. Атланты Эрмитажа. Инопланетяне или утраченные технологии предков?
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)